Адель недовольно ёрзает, норовя выбраться, и капризничает, но Люка только крепче обхватывает её руками, досчитывая минуты по старым отцовским песочным часам. Когда-то они украшали стенку в их уютном доме на Старом острове, соседствуя с различными трофеями, статуэтками и рукоделиями, теперь же это единственный декоративный элемент их скромного интерьера, состоящего в основном из пары привезённых с собой сундуков и корзин да сооружённых уже на новом месте жительства кроватей. Впрочем, убранство других хижин отличается не сильно - повсюду царит минимализм, и робкие попытки сделать дом родной функциональнее и приветливее давно забыты. "Давно" - будто они прозябают здесь долгие годы, на деле - немногим больше месяца, но с трудом уже вспоминается, как было по-другому. Песок в часах - о, повсюду этот чёртов песок - окончательно пересыпается вниз, и Люка таки ставит девочку на землю, вытащив из-под её руки обыкновенный ртутный термометр, достояние домашней аптечки. Не без напряжения Люка взглядывает на столбик ртути - он не думает, что она правда больна, но глубинное беспокойство всё равно прорывается наружу - и выдыхает с облегчением, увидев на нём абсолютно нормальный показатель. Рита, мечущаяся до этого от одной стены к другой, теперь бросается к нему с единственным вопросом:
- Ну что там?
- Всё в порядке. Я думаю, это обыкновенный кашель, - как можно спокойнее произносит Люка, поднимая на невестку взгляд и игнорируя нападки своей маленькой племянницы, которая, отвоевав свободу, кажется, теперь в искреннем недоумении, зачем она это сделала.
- Нет, она умирает! - убеждённо повторяет Рита в который раз за день, и едва ли её смогла бы переубедить целая толпа учёных медиков, а значит, у Люки вовсе нет шансов. Он только с тихим вздохом отцепляет от своей штанины детские руки и встаёт, чтобы смочить градусник водой (конечно, куда надёжнее обрабатывать всё спиртом, но был бы спирт бесконечен) и убрать его в шкатулку с небольшим запасом медикаментов. - И что ты будешь делать? Просто позволишь ей умереть? - кричит Рита, подбегая и хватая его за руку. Люка ужасно устал от этих сцен и снова и снова повторяет себе, что её вздорное и истеричное поведение - не её вина, чтобы вдруг не сорваться и не ответить грубо. Пока самообладание, с которым у Люки всегда всё было неплохо, удаётся сохранять, и это крайне ценно не только для того, чтобы не усугублять и без того напряжённую домашнюю обстановку, но и для всей колонии переселенцев в целом. Ощущается острая нехватка холодных рассудков, а те, что есть, рискуют их лишиться, учитывая количество взваленных на плечи обязанностей - и Люка не стал исключением. К тому же никто не защищён от налёта безумия, оседающего на мозговой корке и увеличающегося с каждым днём, въедающегося внутрь. Здесь Люка тоже исключением не стал. Его разум по-прежнему силён, но никуда не деться от мутных изнуряющих сновидений, от которых пробуждаешься ничуть не отдохнувшим, и мрачный взгляд отца, умершего от лихорадки несколькими днями ранее, вот только никуда не ушедшего, ни в какой иной мир, не канувшего в пустоту, а оставшегося прямо здесь, обернись - увидишь, преследует по пятам, наблюдает за нерадивым потомком, каждым его шагом. "Шёл бы ты", - мысленно обращается Люка к нему, вновь замаячившему на горизонте за спинами живых (ещё (надолго ли?)), - "к другому своему сыну". Видение колышется и исчезает. Нет времени оплакивать мёртвых, времени и сил. Это понимает даже постаревшая за последние месяцы лет на десять Лили, неустанно следящая не только за своей внучкой, но и за Ритой, которая теперь сама, не хуже своей дочери, нуждается в няньке. Пока Рита сходит с ума от страха за себя, за свою дочь, то и дело наяву окунаясь в кошмары, имеющие смутное отношение к реальности, должен быть кто-то, кто накормит, успокоит и уложит спать её и её ребёнка, не дав при этом никому из них навредить себе и окружающим. Люка рад, что хотя бы этим на постоянной основе заниматься не нужно, и вечерние разговоры с матерью, когда Адель и Рита спят, сближают как никогда прежде.
- Это что же такое, - вздыхала Лили, выходя вслед за сыном в сумрачную тишину береговой линии, сопровождаемой только ложно баюкающим звуком прибоя, потрескиванием костра и глухим кашлем. - Бежали от верной смерти, к своей же смерти и прибежали. А так радовались-то, что выжили..
- Ирония, - безучастно отвечал ей Люка, слишком уставший для эмоций. - Здесь нет смысла искать справедливости.
- Сестру похоронила, родителей похоронила, сына похоронила, мужа похоронила.. судьба, что ли, всех хоронить? - в пустоту спрашивала уставшая женщина, которой не исполнилось ещё и пятидесяти, но которая уже ощущает себя глубокой старухой. - И эти птицы.. когда же замолкнут?
- Нету птиц, ма, - и в этих словах не прозвучало ни капли удивления.
- Знаю, да только всё равно слушаю.. Жаворонки поют. Как дома. Помнишь, как красиво пели? Вот только даже ночью теперь поют. И никуда от них не деться.
- Держись. Нет другого выбора.
"Нет другого выбора" - зарубить себе на носу, потому что, как бы ни было тяжело, это их общий корабль, который оборванными бурлаками тащить с мели всем вместе. А потому остаётся собрать последние силы и вновь натянуть бечеву, курсом в полную неизвестность - конца не видно переправе. Когда-нибудь станет легче, или все просто вымрут к чертям собачьим. Они брошены здесь, на этом райском берегу с картинки детской книжки про великих путешественников, и помощи не прибудет. Часть туземцев оказалась враждебна, часть - совершенно безразлична к их проблемам, и где исполнение обещанных договорённостей - неизвестно. Вероятно, они просто затаились и ждут, пока новая головная боль, лишний рот на их затерянном в океане острове сама себя изживёт. Суждено сгинуть - пусть, но пока ещё поборемся. Люка не для того, чтобы попросту сдаться, приложил столько усилий, чтобы спастись, и правда вышло до того иронично, что, сбежав от одной беды, с размаху напоролся на следующую, но плакать по несправедливой судьбе некогда. Не то чтобы Люка вообще верил в какую-то высшую справедливость. Вера в честное и благодетельное мироздание давно развенчалась. Есть только свои руки и то, что они создают, и приходится самому себе быть честным и благодетельным мирозданием, иначе душе, всё же стремящейся к прекрасному, становится совсем тошно. Нет проблем в мотивации, и руки не опускаются, только не сойти бы с ума, став подобием несчастной Риты, смотрящей теперь на него огромными глазами.
- Я обещаю, что не дам ей умереть, - размеренно произносит Люка, глядя в них и видя в зрачках своё собственное отражение. Лили подходит к Рите сзади и мягко кладёт ей руки на плечи, напоминая, что пора ложиться спать, и отводя от сына, и Люка провожает их до кровати взглядом, после чего опускает его на Адель, порядком уставшую за день, а потому начавшую капризничать. - Иди-ка сюда, - подзывает он, беря её на руки. - Пошли.
Рита сегодня особенно нервная и вряд ли сможет заснуть без дочери, потому он несёт Адель к ней. Балансировать между мало соображающим и оттого много вредничающим ребёнком (впрочем, у вредности есть и ещё одна причина - детский разум так же обволакивает безумие, и иногда не знаешь, куда деться от пронзительного плача, вызванного одному ему известной причиной) и его больной матерью сложно, потому укладывание похоже на какой-то дурной спектакль, в котором пытаются успокоить одного героя, не напугав при этом другого. Пляска продолжаются до тех пор, пока во сне не забываются оба. Заканчивается витиеватая сказка Лили, наполненная сладкой безмятежностью, которой в реальности так не хватает, и они с Люкой переглядываются, сидя напротив друг друга - она на краю кровати, он на соседней, принадлежащей ей. Сам Люка спит в отдалении, за ширмой из пальмовых листьев (уже кажется, что не существует того, что нельзя было бы сделать из пальмы), разделяющей на две значительное отличающиеся по размеру комнаты их небольшое жилище. Люке важно было создать собственный уголок, в котором можно было бы прятаться ото всех, пусть маленький, но принадлежащий исключительно ему - ему важно личное пространство во всей этой вынужденной общности, иногда сдавливающей шею, подобно удавке.
- Ты тоже ложись, - говорит он матери, и она кивает головой, устало потирая глаза.
- А сам ты?
- Я немного пройдусь. К тому же я ещё не ел.
- Иди, иди. Силы нужны, - соглашается Лили, вставая, и Люка поднимается тоже.
- Спокойной ночи, - желает он, прежде чем выйти из дома, напоминающего по форме муравейник, которые, все похожие друг на друга, возводили многие переселенцы. Их дом практически полностью построил Эмиль, и Люка проводит ладонью по туго сплетённым между собой прутьям, оказавшись снаружи. Он слегка постукивает по ним костяшками задумчиво, после чего идёт к костру, у которого копошатся пара человек. С собой он прихватил тарелку, в которую вскоре Лиз, крайней милая женщина, старающаяся заботиться обо всех и каждом, наливает разваренную похлёбку.
- И мяса снова тебе не надо? - традиционно спрашивает она тоном, полным негодования.
- Нет, спасибо, - улыбнувшись, отвечает он, зная, что за этим последует.
- Да ты так иссохнешь совсем, сколько можно, когда ты вразумишься!.. - начинает Лиз свои причитания, и Люка тихо посмеивается, согласно кивая на них головой. Её реакция неизменна, но каждый раз до того искренняя, что невозможно не рассмеяться. Окончание речи ознаменовывается порицающим ударом полотенца по плечу Люки, от которого ему почти удаётся увернуться, и он с улыбкой просит у кухарки прощения за то, что он такой возмутительный. Их короткая перепалка приносит оживление в лагерь, но она стихает - Лиз пора готовить дальше, а Люка сосредотачивается на еде, - и окружение вновь погружается в куда более ему приятную мёртвую тишину.
Попеременно дуя на горячее варево и отправляя очередную ложку в рот, в мерцающем свете огня Люка разглядывает суровый профиль Марианны Кроу напротив, обрамлённый короткими чёрными волосами. Кроу не та семья, с которой Люка мог бы поладить, и если с двумя пренеприятными младшими отношения были выяснены ещё в школе (иногда, глядя на Крейгана, Люка думал, что не то животное сидит в Гильдии на цепи, и о его скользком братце Джейсоне он бы тоже вряд ли нашёл, что сказать хорошего), а с их отцом, господином Брегораном, можно было, как и со многими охотниками, пойти разве что на холодный нейтралитет, то с Марианной в своей жизни он практически не пересекался. Мрачная и монументальная женщина, которой язык не повернётся сказать "добрый день", встретьтесь вы на улице, потому что едва ли она будет с тобой согласна, была полноправной хозяйкой в месте, куда Люка никогда не захаживал - мясной лавке, а ей ни разу не понадобилось заглянуть к Люке в ветеринарную клинику - все потенциальные пациенты приезжали к ней уже мёртвыми. Но при новом положении дел Люка невольно стал сталкиваться с ней всё чаще, и, в отличие от всего остального семейства Кроу, она его заинтересовала. За грубостью и нелюдимостью, в наличие которых Люка не сомневался, он нашёл немалую силу духа, которая его заворожила, и - кто бы мог подумать - альтруизм. Он понял это, когда застал их вместе с Ритой, ещё до того, как её рассудок стал сдавать - Марианна терпеливо объясняла той, как обращаться с боевым ножом, и с тех пор он не мог не замечать, что её невидимая помощь в лагере повсеместна. И сейчас это помощь особенно изнурительна, но едва ли хоть кому-то женщина обмолвилась, как ей тяжело. Люка уважает её за самоотверженный труд, но до взаимной приязни им, очевидно, не близко. Поддержание жизни в лагере, который сначала атакуют проклятые аборигены, а затем косит неизвестная болезнь, конечно, очень сближает, но у них обошлось как-то без задушевных разговоров, и взгляд Марианны, которым она его одарила, увидев как-то, что он тратит времени и сил на лечение раненной домашней собаки ничуть не меньше, чем на лечение раненных людей, был ему красноречивой подсказкой, что она считает его идиотом. В общем и целом, с этим Люка готов как-то смириться. А Марианна тем временем поворачивает к нему голову, почувствовав на себе его взгляд, и он кивает в знак приветствия.
- Приятного аппетита, - желает лишь коротко, не рассчитывая получить ответ. Не рассчитывая ровно так же, как не рассчитывает на то, что маячащий за её плечом силуэт на самом деле существует. Люка кидает на него быстрый взгляд и спешит вновь спрятать его на живом, реальном человеке. В отблесках пламени Люка видит несколько фигур и старательно игнорирует, что одна из них - это он, точнее не он, а тот, кто был его точной копией и будто бы второй половиной, и для того, чтобы распознать брата, ему не надо даже смотреть в его лицо.
Кажется, отец всё же отправился к другому своему сыну, но только для того, чтобы привести его сюда. Эта болезненная мысль заставляет губы дёрнуться в мрачной усмешке.
Отредактировано Люка Риз (2021-05-02 01:49:37)