"Совы — не то, чем они кажутся"
(с) Twin Peaks, 1990–2017
…иногда так и тянет меня задуматься: до чего ж докатился ты, Теодоре, если единственное создание, что приветствует ныне твои шаги - это сова, усевшаяся на стеллаж.
Безотчетно улыбаюсь, едва ее завидев, почтительно киваю. И тебе здравствуй, старый книгохранитель - единственный, кто меня углядел посреди зыбкой тени да книжной пыли. Гну губы в улыбке, сутулюсь в плечах, окостеневшими пальцами выцарапываю с полок истрепанные фолианты – все действия свои провожу по обыкновению, по годами установленному образцу. Ни намека не подаю о том, зачем я на самом деле здесь. А сам-то, сам…
...из последних сил держу себя в поводу. Чудится, видит он меня – с той особенной прозорливостью, что одним только мертвым доступна. Думы мои читает, как открытую книгу.
Уже намыслил я себе на приговор, не иначе. Но, знаешь, книгохранитель, даже у приговоренного есть право на последнюю его просьбу. Не откажи-ка и ты мне в милости, а?
"Одолжи мне свои крылья, птица. Мне бы только жизнь свою на распутье нагнать, узреть напоследок все то, чем когда-то был еще счастлив - разминулись мы со счастьем, по разным дорожкам пошли. Тоскливо от этого, маятно - так, что и не опишешь толком. Без твоих крыльев, птица, с бедою этой мне не совладать.
Одолжи мне глаза свои, птица. Мне бы только взвихриться ввысь да приметить, где успел, ковыляя к последней странице жизни, растерять самого себя.
Одолжи мне..."
Не дослушал меня, все-таки. Взмыл обратно на свой насест – и вся немая моя мольба растворяется в шуме совиных перьев. Оставил ты меня без ответа, старый книгохранитель. Ну, быть может, ты и прав в том, что уговоров со мной не ведешь. Я ж и сам-то в былые годы со всяческой падалью знаться не желал, да только теперь приходится – ведь падаль эта я сам нынче и есть.
Былички о нем я знавал, конечно – что и не птица это вовсе, не просто пуха комок, а человек, воплощенный в пернатом обличье. И верить этому склонен, а потому отношусь к сове завсегда соответственно. Куда ж без этого. Иножды и я про себя думал – что, если после смерти и сам претворюсь в ком? Грезил бывало - вот, душа моя, скуля по-пёсьи, вернется обратно в предел обозримого мира и примостится укромно среди тюремных коридоров. Положит голову на лапы; станет, как и прежде, стеречь, беречь да лелеять величие Цитадели.
Нет-нет.
Про величие Цитадели думать теперь решительно нельзя. Не просто нельзя – невозможно даже. Мне ли, вероломному, упрочивать ее вековечный порядок? Да и кто разрешит мне такое, прознав за все мои преступления?
И все же...
Быть может, смилостивятся еще надо мной, позволят погибнуть не столь уж напрасно – сошлют в отряд к смертникам, дадут приказание в последний раз воздеть оружие и сложить голову в бою. Ежли не пристрелят сразу на месте, а повяжут и станут судить по правилам заседаний - буду проситься воевать. Мне-то, изменнику, что на костре пылать, что на войне с недородками без должной выучки биться, и то, и другое - верная гибель, смертный приговор.
После всего, что натворить планирую, прощения мне не вымолить - ну так хотя бы кончиться со смыслом... во славу, на благо, за родные стены.
Не хочу умирать. А еще сильнее - не хочу умирать без пользы.
"Старый ты дурень, Теодоре, и мысли у тебя дурацкие. Уж больно нужен ты кому. Боец из тебя дерьмовый, а предатель – и того хуже. Бесполезный, истертый годами, хромоногий, надорванный, никем не любимый, никому даром не сдавшийся..."
Хватит, слышишь? Прошу тебя, прекрати.
"...заживо убитый, изнутри весь обугленный, обожженный до кровавой корки, изуродованный ни за что. И кем изуродованный? Кем? Пришлецами убогими. Хорош ты, Смотритель, ничего не скажешь..."
Если б не корабли эти клятые – все бы шло своим отлаженным чередом. Ненавижу. До горькой слюны ненавижу. Впервые в жизни ненавижу так остро, так яро, так всеобъемлюще. Куда только девать эту мою ненависть - на душе столько ее лежит, что тягота эта едва не растирает мне кости в кровавую кашу.
В сердцевине груди вспухает и разрастается, поднимаясь до самого горла, какая-то слезливая, почти мальчишеская обида, кипит пеной, плещет солью в глаза. Хорошо хоть голову успел склонить – седеющие космы лицо укрыли так, что ни оскаленной пасти, ни гримасы моей толком не разглядишь. Кажется, вот, сейчас разревусь, визжа, и метнусь вон из библиотеки – назад, в тюрьму; обратно, к истокам, от которых все мое падение и началось. Ворвусь - и в упор расстреляю чужеземного гаденыша – за себя, за тех, кто у ворот понапрасну полёг, за всех нас - а последнюю пулю пущу себе в заполошный висок, завершая историю каждодневных метаний.
"Недолго осталось мучиться. Пара шагов в запрещенную сторону, один взвод курка… приговор, приведенный в исполнение на месте. И никакой тебе войны, никакой надежды на искупление. Бесславная, бесполезная смерть - еще одна капля в чашу твоего персонального наказания, Таормино. Пей ее до дна, жри свою участь да не обляпайся."
Пытаюсь ровно дышать – не выходит. В горле накрепко стоит нелепая, похеренная до основания жизнь, горчит золой на поверхности губ. Чудится, здесь и сейчас захлебнусь – не то воздухом, не то ужасом. Рот будто вовсе и не слюной забит – а землею могильной. Голова заходится кругом. Дрожь сызнова прогрызает нутро костей. Еще немного – и, не сдержавшись, взаправду брошусь отсюда с воем. Пока еще держусь. Из последней воли держусь, понимаю: сейчас не смогу решимость в себе найти – никогда уж не смогу и ответы сыскать. Много чего уже не смогу.
Разве много в том толку - сражаться с пришлецами вслепую? Напустую грозить кулаком югу, мол, погодите-ка, сейчас я вам, не понимая – кто они, эти самые вы, и что я могу против них противопоставить? Я хочу знать, с кем имею дело; да и кровя наши в них откуда? Где-то наверняка об этом записано - мне только б выискать, где именно.
Я оказался слабей своего любопытства – а потому проиграл, еще не начав с ним сраженье. Ну что же...
Зришь меня? Слышишь меня?
Ведомый любопытством, я начинаю новую игру. На кону - моя собственная жизнь.
Иных ставок в играх с Цитаделью не существует.
Сгружаю книжный ворох на столешницу, опускаю свою хромоногую тушу в кресло напротив. Главное – не забыть, что спиной упираться в него нельзя. Спиной – больно. Да чего уж там, всем телом больно. Я – словно и не я уже вовсе, а одна сплошная незаживающая рана.
Готовлюсь к грядущей веренице проступков, ну и к работе, конечно же, тоже – все еще упорно соблюдаю свое прикрытие. Здесь у меня ритуал особый - без взбудораженного травами рассудка за книжное дело я никогда не берусь. От корпения над страницами глаз быстро заволакивается - сам не заметишь, как ставишь помарку к помарке, даты перебрёхиваешь, родословные по разным эпохам разводишь. Потом, как придет к тебе осознание, чего натворил - станешь выбеливать изгаженное начисто, вычищать за собою же, приступать заново, терять на то целые часы, за которые мог плодотворно завершить уже начатое...
...а потому выуживаю из кисета припасенный по случаю гиннан. Запихиваю в окосевшую пасть его трепещущие листья, еще не утерявшие своей животворной свежести. Язык неймет, в горло не лезет. Глотаю через силу – тело против меня бунтует, телу моему страшно, как бы я ни храбрился.
Рассудку тоже до дрожи жутко – высеченный на ближайшем стеллаже силуэт совы сверлит мне нутро немигающим взором. Никогда о том не задумывался – но если вдруг..? если вдруг..?
"Никогда о том не задумывался, потому что скрывать раньше было нечего. А сейчас – жмусь перепуганно и корчусь с одного случайно брошенного взгляда."
Как бы взор твой от себя отвадить, старый книгохранитель, скажи? Ножом по твоим деревянным глазницам – нельзя, если верно подумалось мне о слежке-пригляде через изображения, то сам себя с потрохами тотчас же и выдам. А вот если как-нибудь отгородиться – то уже другое дело, а после – придумается как-нибудь, быть может момент улучу и мимопроходя оцарапаю – нарушу непрерывно вырезанный контур. В книгах так о ритуальных кругах написано – ежли цельный контур где разорвать, никакой магии отродясь не случится. Что, если и здесь все работает по такому же принципу?
Прикидываю, как бы поудачнее поступить, наугад раскрываю запыленный фолиант – и делаю вид, что весь разум в строки ушел. Медлю – вроде как жду, пока проглоченная трава мне ум изострит. Перелистываю страницы. Откладываю в сторону, на край стола – так, чтобы постепенно все виды на себя за стопками книг перегородить. Берусь за следующий том.
Ни в чем ты меня не обвинишь, книгохранитель – пришлый летописец внимательно проглядывает изувеченные тома, ищет, за какой бы взяться прежде прочих, эка невидаль.
"Нечего тебе мне ввинить, слышишь? Я обыкновенен. Тебе меня не взять", – думаю с какой-то запредельной злорадностью. Сам держу ухо востро – не пропустить бы чего важного.
Хватаюсь за любой шепоток, за любое движение. Вот оно - отчаяние загнанного. Глухая злоба. Полнейшее бессилие. Сам шататься по библиотеке я не пойду – прочует кто, что хожу без особого дела и чего-то выглядываю – буду обречен на месте, и без того уже на прицеле у птицы и бесчисленных ее глаз, и лишнее внимание мне сейчас ни к чему. Только на спутницу и приходится рассчитывать, хотя что с нее, с маленькой, взять – ни переговорить-то с ней толком, ни приказа четкого отдать. Разве что образами попытаться волю свою донести.
Веки смыкаю медленно, склоняю голову на грудь, будто тянет меня утренняя дремота – травьё бодрящее в силу еще не вошло, есть пока возможность всласть попридуриваться. Сам же – мысленно представляю себе библиотечный стеллаж, полки, книги, придвинутые неплотно, не до конца. Подгадываю, как это все видится спутнице – гигантские форзацы по одну сторону, деревянная стена стеллажа по другую, кругом и впереди – только пыльная темень. Рассудком сжимаюсь до размеров крысы. И крысой этой якобы стою на месте, словно перевожу дух перед разведкой, выжидаю знака – выслушиваю, пока хозяин не протарахтит пальцами по кромке стола.
Немного погодя, заслышав условленный сигнал, мысленно движусь вперед, воображаемым мохнатым боком едва не притираясь к деревянной плашке в глубине стеллажа – к свету, наружу, мне выходить нельзя. Оттуда несет смертным холодом, воздух весь сплошь посечен когтями и перьями, кровью оттуда разит и первородным ужасом, знакомым каждой хвостатой мелочи.
Толкую ей в образах, пытаюсь донести – будь на позиции, жди сигнала, а когда подам его - иди осторожно, по возможности там, где книги на полках придвинуты к деревянному нутру неплотно – в таких местах укрыться проще всего, а достать тебя – сложнее. Избегай открытых пространств. Зов и желание твои направляю книзу, в подвал. [телепатия]
Верхний этаж я и сам отслежу. У меня на то свои помышления – хочу углядеть, как ведет себя местный надсмотрщик. Где замнется, где остановится чуть больше положенного, где, быть может, взглянет придирчивее прочего – по человеку, так-то, многое можно вычислить, лишь бы только выкроить время на подобный пригляд. На такие мелочи глаз у меня завсегда наметан был, и подвоха от него я не жду. Только б выдюжить это все. Только бы распознать, куда дальше - а от тех знаний сподручней мне будет вести свою игру.
Отредактировано Таормино (2020-09-21 02:00:26)